Кто Такие Реабилитированные Граждане

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Кто Такие Реабилитированные Граждане

11 Апреля 2019

Глава СПЧ Михаил Федотов обратился к председателю Конституционного суда Российской Федерации Валерию Зорькину в связи с жалобами треж реабилитированных жертв политических репрессий, которые оспаривают законодательную норму, не позволяющую им вернуться для проживания в тот населенный пункт, где их родители жили до репрессий.

Председателю Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИНУ

Уважаемый Валерий Дмитриевич!

Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) стало известно о том, что 17 марта 2019 г. в Конституционный Суд Российской Федерации обратились три реабилитированные жертвы политических репрессий – Мейсснер A.Л. (Кировская область), Михайлова Е.С. (Владимирская область) и Шашева Е.Б. (Республика Коми).

Их родители жили в Москве, но были репрессированы в 1930-1940-е годы. Как дети, родившиеся у репрессированных родителей в высылке или на спецпоселении, заявители оспаривают статью 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», п. 3 ст. 7, п. 5 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст.

8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. No 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в той мере, в какой эти взаимосвязанные законоположения лишают их возможности вернуться для проживания в тот населенный пункт, где их родители жили до репрессий.

Жалобы находятся на предварительном изучении в Конституционном Суде Российской Федерации, им присвоены NoNo 3145/15-01/2019, 3146/15-01/2019 и 3148/15-01/2019 соответственно.Совет считает необходимым поддержать эти жалобы, учитывая их общественную и нравственную значимость.

Представляется, что рассмотрение Конституционным Судом указанных жалоб помогло бы решению важной проблемы, связанной с восстановлением прав лиц, ставших жертвами незаконных репрессий. Ниже изложена позиция Совета по некоторым правовым аспектам данной проблемы.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон о реабилитации), его целью является восстановление жертв политических репрессий в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В преамбуле Закона о реабилитации также указано, что многолетний террор и массовые преследования своего народа несовместимы с идеей права и справедливости. Важнейший компонент восстановления верховенства права — неуклонное стремление добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.Согласно п.

4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года No 40/34), жертвы нарушений должны получить скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб. Из п.

11 (Ь) Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 2005 года No 60/147), также следует, что жертвам нарушений должно быть предоставлено адекватное, реальное и быстрое возмещение понесенного ущерба. При этом возмещение ущерба должно включать в себя возвращение жертв серьезных нарушений прав человека на прежнее место жительства (п. 19).Соответственно, вытекающие из ст. 13 Закона о реабилитации и Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. No 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» ограничения права заявителей вернуться в город Москву противоречат целям реабилитации жертв политических репрессий и международным стандартам в области защиты прав жертв серьёзных нарушений прав человека.Помимо ст. 13 Закона о реабилитации, у реабилитированных лиц нет другой возможности вернуться в населенные пункты и местности, где они или их родители проживали до применения к ним репрессий. Ст. 16.1 Закона о реабилитации закрепляет, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Однако максимальный размер компенсации за все имущество, включая жилые дома, составляет 10 ООО рублей (ч. 6 ст. 16.1). В любом случае, заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие после введения в действие Закона о реабилитации (т.е. после 1991 года), а в случае более поздней реабилитации — в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации (ч. 11 ст. 16.1). Таким образом, ничтожный размер компенсации за утраченное жилье не позволяет жертвам репрессий приобрести новое жилое помещение вместо утраченного ни в одном субъекте Российской Федерации. Возможность получения указанной компенсации крайне ограничена во времени, и в настоящий момент практически никто из реабилитированных лиц не может на неё рассчитывать. Другие положения, предусматривающие компенсацию за утраченное жертвами репрессий жилье, в Законе о реабилитации отсутствуют.

Принятие реабилитированных лиц, имеющих право вернуться на прежнее место жительства, на жилищный учёт в обычном или первоочередном порядке не является адекватным, реальным или быстрым возмещением понесенного вследствие репрессий ущерба.

Жертвы политических репрессий являются людьми преклонного возраста, и, стоя в общей очереди, они попросту не дождутся жилых помещений.

По имеющимся сведениям, в городе Москве очередники получают жилые помещения в среднем, более чем через 30 лет после их принятия на жилищный учет.

Первоочередной порядок предоставления жилья жертвам репрессий, возвращение которого предусмотрено проектом федерального закона No 302984-7 «О внесении изменения в Закон о реабилитации» в части установления права реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на первоочередное получение жилья» (находится на рассмотрении Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), также не способствует обеспечению права жертв политических репрессий на возвращение на прежнее место жительства.

Во-первых, Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 г. (далее — ЖК РФ), не предусмотрено первоочередное предоставление жилья данной категории лиц.

ЖК РФ позволяет предоставлять жилые помещения только в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях или во внеочередном порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

No 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», указанные основания являются исчерпывающими.Во-вторых, даже если первоочередный порядок предоставления жилья жертвам репрессий будет возвращен, он все равно предполагает длительное ожидание в очереди.

Из-за этого жертвы репрессий, имеющие право вернуться на прежнее место жительства, вероятнее всего, не доживут до момента предоставления им жилых помещений. Согласно ч. 2 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР (действовал до 1 марта 2005 г.), граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, ставятся в отдельную очередь.

Как показывает практика, длительность ожидания в очереди для первоочередников зависит от года принятия граждан на учет и зачастую растягивается на десятилетия (см., к примеру, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2015 г. по делу No 33-16763/2015; апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21 февраля 2017 г. по делу No33-1535/2017).

Соответственно, лишь внеочередной порядок предоставления жилых помещений может обеспечить реальное возмещение вреда жертвам политических репрессий на основании ст. 13 Закона о реабилитации.

Различие между внеочередным и первоочередным порядком предоставления жилых помещений состоит в том, что вне очереди жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации No 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.).

Удовлетворение Конституционным Судом Российской Федерации жалоб заявителей не повлечет дополнительных расходов для Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Ст. 13 Закона о реабилитации уже закрепляет право жертв репрессий на получение жилых помещений, а значит, и выделение бюджетных средств на эти цели.

Учитывая значительное время, прошедшее со времен политических репрессий советского периода, число лиц, имеющих право на получение жилья в порядке ст.

13 Закона о реабилитации (репрессированные лица; члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий; дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), постоянно и необратимо сокращается.

При этом защита прав жертв политических репрессий имеет ключевое значение для Российской Федерации. Данная позиция нашла свое отражение в Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 г. No 1561-р. Справедливая компенсация жертвам советского террора является фундаментом для построения демократического общества, основанного на верховенстве права и ценности человеческой личности.

Совет также со своей стороны, выражает готовность представить в Конституционный Суд Российской Федерации экспертное заключение в порядке amicus curiae и направить своего представителя на заседание в случае, если жалобы граждан Мейсснер A.Л, Михайловой Е.С. и Шашевой Е.Б. будут приняты Судом к производству.

С уважением,
председатель Совета                       М.Федотов

Источник: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5420/

Кто Такие Реабилитированные Граждане

Кто Такие Реабилитированные Граждане

  • отправленные в ссылку;
  • высланные;
  • направленные на спецпоселение;
  • привлеченные к принудительным работам в местах лишения свободы (включая рабочие колонны НКВД);
  • помещенные в психиатрические лечебные заведения без оснований;
  • лишенные свободы по политическим статьям.
  • ЕДВ – суммы, выплачиваемые ежемесячно;
  • компенсация суммы оплаты жилищных и коммунальных услуг – обычно 50% от суммы, причем эта льгота может распространяться на всех, кто проживает совместно с льготником;
  • в некоторых регионах – бесплатный проезд на городском транспорте или компенсация расходов на проезд;
  • в отдельных регионах – компенсация стоимости установки домашнего телефона;
  • в некоторых регионах – компенсация половины стоимости лекарств и услуг по зубопротезированию, а также стоимости ортопедических протезов.

— дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, подлежащие реабилитации;

6) Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в размере 50 процентов платы за жилое помещение и 50 процентов платы за коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами, в том числе членам семей данных граждан, совместно с ними проживающим.

Льготы для репрессированных и реабилитированных

  • ребенок или дети умерших (или расстрелянных) репрессированных родителей;
  • муж/жена репрессированного гражданина;
  • его/ее отец и мать,
  • если репрессированный гражданин был реабилитирован посмертно. Статус пострадавшего в части получения льгот приравнивается к статусу жертвы репрессий.

При этом под территорией РФ понимается территория, признаваемая Россией на момент совершения противоправного политического деяния.

Это значит, что например, граждане выселенные с территории Крыма до 1954 года (то есть до передачи его Украине), могут сейчас быть полностью восстановлены в своих правах и получать льготы и выплаты, как реабилитированная жертва политических репрессий. О том, какие именно мы поговорим позднее.

Льготы жертвам репрессий

Под право на реабилитацию попадают дети заключённых или сосланных на спецпоселение родителей и находившиеся с ними в течение срока лишения свободы и те, которые остались без опеки родителей или одного из них. Дети репрессированных родителей получают право на реабилитацию, если политическое преследование признано незаконным, то есть жертва политической репрессии была оправдана.

Полное снятие обвинений регламентируется Законом от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно ему, репрессиями считают принудительные меры к гражданину по политическим мотивам.

К нарушению прав относят – лишение свободы, жизни, заключение в психиатрические больницы, депортацию за пределы мест постоянного проживания, ссылку, принуждение к труду, то есть любое ограничение свободы и прав граждан.

Защита прав граждан, реабилитированных после сталинских репрессий

Марьяна Торочешникова: Этих терминов нету. Поясните, вот сейчас что делать конкретно Юрию, который оказался в этой ситуации, каким образом ему добиться, чтобы чиновники, наконец, начали применять к нему не льготы, которые предусмотрены для инвалидов, а применять действие обоих законов?

Слушатель: Добрый день! У меня в 1937 году дед, отец моей матери, подошли двое, забрали, посадили в “воронок”, и с тех пор его не видели. Пытались мы его найти, обращались к президенту письменно, перестали письмо в архив при ГУВД, пришел ответ, что не числится. Подскажите, пожалуйста, где можно найти родственникам, что и как с ним было?

Назначение адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании представленного заявителем или его уполномоченным представителем заявления о выплате адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд с указанием места следования, реквизитов счета, открытого в российской кредитной организации, или номера почтового отделения.

Оказание адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется в размере фактической стоимости проезда, но не более 12000 рублей, а заявителям, совершившим поездки в населенные пункты Российской Федерации, в которые (из которых) невозможно доехать (выехать) иным видом транспорта, кроме воздушного или водного, адресная материальная помощь на компенсацию расходов на проезд производится в размере фактической стоимости проезда, но не более 25000 рублей, при условии обращения заявителя (уполномоченного представителя заявителя) не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки.

Реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

(в ред. постановления правительства Белгородской области от 31.01.2006 №24-пп) Утвержден постановлением правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. N 199-пп I. Общие положения 1.

Настоящий порядок учета, финансирования и обеспечения тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лекарственными средствами при амбулаторном лечении (далее — Порядок) определяет цель, обязанности субъектов программы […]

Источник: https://law-property.ru/bez-rubriki/kto-takie-reabilitirovannye-grazhdane

Репрессированных вновь поразили в правах

Кто Такие Реабилитированные Граждане

В Конституционный суд подана жалоба на закон «О реабилитации жертв политических репрессий» — правозащитники считают, что он ограничивает права бывших политзеков и их детей. В 1990-х годах государство обещало компенсировать гражданам жилье, отнятое в период «Большого террора».

Но этого так и не произошло: власти регионов установили законодательные ограничения, из-за которых жертвы советских репрессий до сих пор не могут получить квартиры. Жалобу поддержал Совет по правам человека при президенте РФ. “Ъ” рассказывает историю одной из заявительниц иска в КС, 69-летней Евгении Шашевой, которая родилась в спецпоселении для заключенных в Республике Коми.

Ее отца в 1937 году арестовали в Москве, и теперь женщина просит Конституционный суд помочь ей вернуться домой.

— Когда я маленькая была, мы с отцом часто в лес ходили гулять. И он всегда предупреждал: «Тут много холмиков, но ты не прыгай по ним, не надо. Это могилки, там люди лежат». С пяти лет я это запомнила — и на всю жизнь.

Сейчас Евгении Борисовне Шашевой 69 лет. Мы беседуем в приятном кафе на окраине Москвы: хорошие интерьеры, спокойная музыка, официантки улыбаются и подходят уточнить, понравился ли кофе. Кофе отличный. Но весь этот светлый и теплый мир рассыпается в одну секунду, когда аккуратная, похожая на птичку пожилая женщина представляется в диктофон:

— Я родилась в 1950 году в Республике Коми на Асфальтитовом руднике. Это был лагерь ГУЛАГа, потом спецпоселение для ссыльных. Мой отец там 18 лет отсидел, а я в этой ссылке всю жизнь прожила.

Слишком сильный контраст между светлым московским кафе и этими словами; после неловкой паузы прошу рассказать об отце.

Глава первая. Отец

— Мой папа, Борис Николаевич Чебоксаров, родился в 1911 году в Швейцарии.

Наверное, у меня очень удивленное лицо, потому что Евгения Борисовна сразу поясняет: «Мы знаем семейную историю с 1718 года. Предки наши жили в Симбирске, были купцами, довольно зажиточными.

Даже паровая мельница у семьи была, одна из первых в стране. И до революции они могли позволить себе съездить в Швейцарию, вот отец и родился в Лозанне.

Представляете советского человека с такой записью о рождении в паспорте?»

Представляю, понимающе киваю я и уже хочу рассказать смешную историю про коллегу, которого угораздило родиться в Новой Зеландии и как над ним из-за этого постоянно подшучивают гаишники. Слава богу, не успеваю — Евгения Борисовна продолжает, выделяя голосом нужное слово:

— Потом эта запись ему там очень сильно помешала.

Из Симбирска семья отправляется на Дальний Восток, а к 1925 году Чебоксаровы переезжают в Москву, живут в Козицком переулке.

Отец семейства, Николай Николаевич, устраивается в один из отделов Главного управления консервной промышленности, Борис заканчивает московскую школу, учится в МГУ на биологическом факультете, работает биохимиком.

Его старший брат Николай, востоковед и полиглот, дома бывает редко, не вылезает из далеких этнографических экспедиций. Именно это его спасет в 1937 году.

— В тот печальный год дядя опять был где-то на краю света, а дедушку и папу арестовали. Обвинили, что они японские шпионы.

Отцу дали восемь лет лагерей и десять лет ссылки. Срок он отбывал в Ухтаижмлаге, в Республике Коми. Там же, на спецпоселении, встретил мою маму. А дедушка так и сгинул — мы всю жизнь не знали, что с ним стало.

Только в начале двухтысячных через Центральный архив выяснили, что его почти сразу расстреляли. Он на Бутовском полигоне похоронен.

До этого момента Евгения Борисовна говорила спокойно, даже немного отстраненно. А теперь волнуется, прерывается, всхлипывает — но продолжает рассказывать:

— Когда мы с сыном Владом приехали в архив, пустили меня одну, как прямую родственницу. Я прочитала дело отца, дело деда… Вы не представляете, как это было жутко. Я вышла и сказала Владу: «Уведи меня отсюда. Не хочу здесь находиться». Жутко, просто жутко…

Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Понимаете, оказалось, что они свидетельствовали друг против друга. Николай Николаевич дал показания на собственного сына. А тот — на него.

Там их пытали. Вот главное, что я поняла, побывав в архиве. Ведь никто добровольно не даст такие показания на самого родного человека. Это абсолютно невозможно. Значит, их пытали, выбивали нужные признания. И отец всю жизнь прожил с таким грузом на сердце — а я и не знала. Простите, мне сейчас надо немного помолчать, успокоиться.

Владислав, мощный, широкоплечий бородач, осторожно берет ее за руку. Пока Евгения Борисовна приходит в себя, Владислав рассказывает про ее маму.

Глава вторая. Мать

— Она была со Ставрополья. Галина Георгиевна Третьякова, родилась уже после революции, в 1919 году. Вспоминала, что была большая семья — сестра, два брата старших. Но в войну все погибли,— говорит Владислав.

— И тут вот какая история: бабушка столько всего пережила, что психика не справилась, и у нее развилась амнезия. Спустя годы ей было сложно связать собственное прошлое в одну историю. Слишком много провалов в памяти.

Вспоминала каких-то летчиков, которые отравились тормозной жидкостью — где она их видела? Рассказывала про танкиста обгоревшего — помнит только, что «совсем был молоденький парнишка». А однажды увидела, как мы, пацаны, возимся с пневматикой, в мишень стреляем.

Забрала пистолет, руку вытянула — все пять пуль в яблочко. И начала объяснять, как надо правильно стоять, как целиться. «Бабушка, а ты откуда это все знаешь?» — «Партизаны учили». А что это были за партизаны, сама не помнит.

Одно известно точно: три года Галина Георгиевна провела в немецких трудовых лагерях. «Она рассказывала, как их вели колоннами по Польше,— говорит Евгения Борисовна.— Поляки стояли, смотрели на голодных людей и бросали хлеб рядом, на обочину. Нарочно так делали: не дай бог кто не выдержит, попробует отойти, подобрать — немцы сразу стреляли. До конца жизни она про Польшу и слышать не желала».

— Да, я помню, что у бабушки всегда был мешочек с хлебными крошками,— кивает Владислав.— Со стола их соберет — и в мешок, в мешок.

Она даже горелую спичку не выкидывала — обязательно убирала к себе, «потому что в холод и горелая спичка согреет». Я маленький спрашивал: «Бабушка, зачем ты так делаешь? Еда же есть, много еды».

А она отвечала: «Ты никогда не знаешь, что случится завтра». Вот что с человеком сделали.

Когда советские войска выбили нацистов из Польши, заключенные лагерей проходили фильтрацию. «Про маму написали, что она якобы работала в немецкой комендатуре.

До сих пор не знаем, почему так решили,— говорит Евгения Борисовна.— И ее из немецких лагерей отправили в лагеря советские — в Республику Коми, на спецпоселение.

Там, в Асфальтитовом руднике, они с отцом и познакомились. А потом я родилась».

Глава третья. Рудник

В 2009 году в Коми к 80-летию местной нефтяной промышленности несколько ухтинских компаний проспонсировали издание красочного альбома «Большая нефть Тимано-Печоры». В нем подробно рассказывается, каким способом в 1929 году правительство решило разрабатывать нефтяные месторождения.

«Советская страна остро нуждалась в расширении производства нефти, каменного угля, радия и других полезных ископаемых для создания современной промышленной базы,— говорится в книге.— Для промышленного освоения Ухтинского района необходимо было, помимо капиталовложений, решение транспортных проблем и обеспечение региона трудовыми ресурсами.

Две последние проблемы советское правительство решило возложить на лагеря ОГПУ». В июле 1929 года ОГПУ снарядило Ухтинскую экспедицию из 139 заключенных, «среди которых было 68 инженеров и техников». Встали лагерем на речке Чибью; уже на второй день заключенным установили двенадцатичасовые рабочие смены.

«С прибытия экспедиции на реку Ухту начался принципиально новый период целенаправленного государственного регулирования промышленного освоения и развития региона»,— пишут авторы.

Труд заключенных использовался также для добычи стратегически важного асфальтита. Этот битумный материал использовался в промышленности и строительстве, а главное, при производстве боеприпасов. Его закупали в США, и когда в Коми нашли отечественное месторождение, ОГПУ спешно принялось за его разработку.

«Из многочисленных этапов отбирали инженерно-технических работников и рабочих, до ареста имевших производственный опыт в химической и горнорудной промышленности, шахтеров, горнопроходчиков, электриков, плотников, механиков и т. д.,— говорится в книге “Историко-культурный атлас Ухты”.— Разными этапами конвоировали в ОЛП №5 людей трагических судеб.

Но все они встретились на Асфальтитовом руднике».

Возле рудника был создан отдельный лагерь на 500 заключенных, которые пробивали 25-метровые шахты и добывали асфальтит.

«Труд был каторжный, заключенные умирали часто. Их тела без гробов вывозили на телегах на левую сторону тракта»,— пишут авторы «Атласа».

Там же упоминается отец Евгении Борисовны: «Б. Н. Чебоксаров был специалистом высокого уровня, энциклопедически образованный, с пытливым умом ученого, изобретатель и рационализатор.

Он не мог работать без технических усовершенствований производства.

Свидетельство тому многочисленные удостоверения на рационализаторские предложения, технические разработки, авторские свидетельства на изобретения».

— Там были очень интеллигентные люди осуждены, образованные, интересные,— вспоминает Евгения Борисовна.— Маленький совсем был поселок, но они — бывшие и действующие заключенные — умудрялись в клубе ставить Шекспира, представляете? Обсуждали искусство, много говорили о науке, о работе.

— А о том, почему они оказались в лагере?

— Никогда. Я никогда не слышала разговоров об арестах, о Сталине, о том, за что они сидели. Эта тема была запретна.

Понимаете… это были хорошие люди, умные люди, добрые. Но жуткий страх остался с ними навсегда.

Глава четвертая. Детство

Я прошу рассказать, каково это — расти в спецпоселении для ссыльных. «Его как бы и не существовало — меня при рождении зарегистрировали в селе Изваиль, это ближайший “официальный” населенной пункт. А наш поселочек маленький был, даже тысячи человек не наберется.

Дома — деревянные, барачного типа, на две семьи. Обогревались газом, дровами, воду возили бочкой,— вспоминает Евгения Борисовна.— Что еще вам рассказать… Вокруг тайга и болота. А болото есть болото: испарения, гнус, мошка, комары.

Приходишь с болота, снимаешь сапоги — и мошка с ними снимается кровавой корочкой».

— Мы в детстве так играли,— смеется Владислав.— Заходишь в лес, изоленту на руку наклеиваешь и брызгаешь средством от комаров. Потом ленту снимешь и считаешь, сколько их село на ту полоску, куда аэрозоль не попал. За десять секунд — целый ряд, как солдаты на параде.

— Я вообще до сих пор боюсь далеко в болота заходить,— признается Евгения Борисовна.— Когда мне семь лет было, мы с мамой заблудились, очень страшно было. Там особые болота, плавуны, вы здесь таких не увидите. Представьте плотный слой мха, который накрывает воду. Идешь как по батуту, проминаешь мох на весь рост. Разойдетесь с человеком на пять-шесть метров — и уже не видите друг друга.

А от испарений теряешь чувство реальности, легко заблудиться. Или оступиться неудачно — тогда мох рвется, под ним течение тебя сразу уносит. Много таких случаев было…

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3975803

Разъяснение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»

Кто Такие Реабилитированные Граждане
/ Прокуратура разъясняет / Правовое просвещение

Трудно передать словами глубину трагедии, которую пришлось пережить в  годы сталинских репрессий нескольким поколениям наших  соотечественников.

Осуждая многолетний террор  и массовые преследования своего народа как несовместимые  с идеей права и справедливости, наше государство выразило  глубокое сочувствие  жертвам  необоснованных  репрессий, их родным и близким, заявило о неуклонном  стремлении  добиваться  реальных гарантий  обеспечения  законности  и прав человека.

За время действия Закона  РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (введен в действие в октябре 1991г.

)  органами прокуратуры,  проделана колоссальная работа  по восстановлению исторической справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям за политические и религиозные убеждения,  по социальным, национальным и иным признакам.

Восстановлено  доброе имя сотням тысяч граждан, государством приняты меры по устранению  иных последствий произвола и обеспечению посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее Закон) предусматривается реабилитация  всех жертв политических репрессий, подвергнутых  таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917г.

По смыслу закона политическим репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам.

Это могут быть лишение  жизни или свободы, помещение  на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение,  привлечение к принудительному труду в условиях ограничения  свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся  социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным,  религиозным или  иным признакам, осуществлявшееся по решениям судом или  других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке  органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

         Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

         -дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

         -дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Кроме того, пострадавшими от политических  репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Заявления о реабилитации  могут быть поданы  самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями, по месту нахождения органа или  должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо  по месту жительства заявителя.

Необходимо отметить, что в отношении лиц, подвергнутых  репрессиям  в административном порядке (ссылка, высылка, спецпоселение и т.п.

) заявления подаются  в органы внутренних дел,  а в отношении  прочих репрессированных (в том числе  незаконно осужденных за государственные и иные преступления, подвергнутых  уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции) в органы прокуратуры (уровня субъекта Российской Федерации).   

Таким образом, органы прокуратуры рассматривают  заявления граждан в тех случаях, когда репрессии в отношении их самих или родственников  осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов или других  внесудебных органов. Важно заметить, что заявления о реабилитации рассматриваются  органами прокуратуры по месту хранения уголовных дел.

В прокуратуру области поступают  письменные обращения граждан по вопросам, касающимся исполнения Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Срок рассмотрения  таких заявлений не может превышать трех месяцев.

Отсутствие в них необходимых сведений зачастую затрудняет разрешение поставленных проблем, вызывает запросы дополнительной информации, соответствующих документов. 

Заявления по вопросам реабилитации  должны содержать полную информацию о репрессированном: год, место рождения и проживания;  год, место, орган репрессии; мера и место отбывания наказания; год возвращения из мест лишения свободы. Но даже отсутствие  у заявителей точных данных,  не является препятствием для обращений. В таких  случаях можно указать примерные данные. 

К заявлению прилагаются заверенные нотариусом или органом местного самоуправления копии  следующих документов:

супругами репрессированных – свидетельства о браке с лицом, репрессированным по  политическим мотивам и реабилитированным посмертно;

детьми репрессированных – свидетельства о рождении; в случае изменения фамилии – свидетельства о браке; судебное решение, устанавливающее факт родства.

Прокуратура, получившая заявление с документами,  по материалам дела проверяет достоверность реабилитации и родственных связей заявителя с репрессированным, наличие оснований для признания подвергшимся или пострадавшим  от политических репрессий.  

По результатам рассмотрения заявителю выдается справка о реабилитации, о признании пострадавшим от политической репрессии либо направляется мотивированный отказ в удовлетворении просьбы.

Источник: http://proc-nn.ru/ru/10/46/665/

Ежемесячная пожизненная денежная компенсация лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным

Кто Такие Реабилитированные Граждане

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
  • нарушение срока предоставления государственной услуги.
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги.
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя.
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Общие требования к подаче и рассмотрению жалобы:

  • жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.
  • жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.
  • заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.
  • в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах.
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям.
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и(или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации (ОСЗН), предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации Санкт‑Петербурга.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/188119/traditional/

Жертвам политических репрессий хотят дать жильё вне очереди

Кто Такие Реабилитированные Граждане

РИА Новости/Александр Кряжев

Комитет по делам национальностей 19 января поддержал инициативу, которая гарантирует жертвам репрессий приоритетное право на получение жилья взамен ранее утраченного. Эта норма действовала до 2004 года.

Общая очередь или компенсация в 10 тысяч

Законодательная инициатива депутатов парламентской фракции «Справедливая Россия» направлена на дополнительную защиту жертв политических, религиозных и национальных репрессий. Чаще всего личное имущество депортированных и репрессированных подлежало полной конфискации, из-за чего даже после полной реабилитации им некуда было вернуться. 

В 1991 году был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий, где были перечислены все категории граждан, подпадающих под это определение. В этом документе также были прописаны льготы и преференции для жертв политических репрессий.

Так, граждане, пострадавшие за политические и религиозные убеждения, имели первоочередное право на получение жилья в местах, откуда их насильственно выселили. В 2004 году в закон были внесены изменения, согласно которым реабилитированным лицам давали жильё в порядке общей очереди. Другими словами, выделением квартир для репрессированных россиян занимался регион.

 Понятно, что скорость движения такой очереди напрямую зависела от его возможностей. 

589 тысяч россиян признаны репрессированными по политическим и национальным мотивам

Далеко не все репрессированные имели возможность вернуться в родной город или деревню. Согласно законодательству, альтернативой возвращению имущества является денежная компенсация — не более четырех тысяч за имущество без жилых домов или 10 тысяч за всё имущество, включая жилые дома.

Законопроект Сергея Миронова, Олега Нилова и Олега Шеина призван восстановить историческую справедливость. «Эти люди и так подверглись чудовищной несправедливости со стороны государства.

Настрадались больше, чем кто-либо, лишились не только жилья, потеряли своих близких, здоровье, провели годы жизни в ссылке и лагерях. Многого государство не в состоянии им компенсировать.

Но то малое, что возможно, мы обязаны им вернуть, и как можно скорее«, — говорится в сообщении пресс-службы фракции »Справедливой России”.

Так же, как и в действующем законодательстве, проект депутатов «Справедливой России» распространяется не только на граждан, лишившихся вследствие репрессий крыши над головой, но и на членов их семей.

Реабилитированными считаются и дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в ссылке, высылке и на спецпоселении.

А также дети репрессированных, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте сиротами.

На что имеют право потомки

Законопроект только готовится к рассмотрению в Госдуме в первом чтении, а уже вызвал резонанс в обществе. Большинство членов думского Комитета по делам национальностей его поддерживают.

При этом некоторые выражают сомнения, насколько целесообразно перекладывать на регионы, многие из которых являются банкротами, проблему с предоставлением жилья репрессированным. «Попытка решить вопрос натыкается на экономическую ситуацию в регионах.

Мы ещё больше усугубляем эту проблему», — высказал мнение член комитета АлександрКравец.

С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий.

Эту точку зрения разделяет российский политолог, журналист и правозащитник Алексей Мартынов: «У меня двоякое отношение к этой инициативе. С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий», — высказал своё мнение «Парламентской газете» Мартынов.

В числе тех, кто сейчас пользуется правом на приоритетное получение жилья, напоминает политолог, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда — не менее заслуженные и нуждающиеся в отдельной квартире люди.

Сенатор от Крыма Сергей Цеков согласен с тем, что реабилитированные лица должны иметь возможность вернуться в родные края и получить жильё вне очереди. А вот на потомков распространять эту норму, считает сенатор, не стоит. «Мой прадед — этнический грек, был сослан на Урал, где и умер.

Как потомок репрессированного я категорически против того, чтобы родственники реабилитированных граждан пользовались их правами», — заявил «Парламентской газете» сенатор.

В русской общине полуострова инициативу депутатов тоже не поддерживают. По данным организации, если кто и нуждается в улучшении жилищных условий, то это в основном славянские семьи, чьи родственники не были депортированы.

Льготников посчитают по заявлениям

Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек считает, что предельно ясный и конкретный законопроект справедливороссов, наоборот, должен остановить все спекуляции на тему репрессий.

«Документом чётко определено — воспользоваться всеми льготами можно только на основании справки о реабилитации, а получение такой справки ограничено 1956 годом», — уточнил «Парламентской газете» депутат от Крыма.

То есть первоочередное право на получение жилья будет у тех, кто был признан репрессированным 60 лет назад.

Сейчас вообще трудно представить, кто воспользуется данными льготами, считает Бальбек, ведь предоставлять жильё будут по заявительному принципу. Принятие закона, как убеждён депутат, не потребует увеличения бюджета региона. Ведь деньги на приоритетное выделение жилья в бюджет субъекта уже заложены.

Источник: https://www.pnp.ru/social/zhertvam-politicheskikh-repressiy-khotyat-dat-zhilyo-vne-ocheredi.html

Юрист Марков
Добавить комментарий