Домашнее Визитирование В Службе Ранней Помощи

Служба ранней помощи детям

Домашнее Визитирование В Службе Ранней Помощи

Мероприятие с родителями, воспитывающих детей – инвалидов раннего возраста

29 ноября 2018 года, в рамках предстоящей Декады инвалидов – 2018, в комнате Службы ранней помощи детям «Солнечные лучики» (далее Служба), села Холмогорское, состоялось родительское собрание с родителями, воспитывающих детей – инвалидов раннего возраста.

Родители познакомились с информационными технологиями, им было предложено поиграть вместе с детьми в развивающие игры на компьютере. Специалисты Службы рассказали и показали, как общаться с маленьким ребенком в домашних условиях одновременно развивая при этом мышление, речь и  внимание малыша.

Родители получили буклеты и памятки от специалистов «Использование игр и упражнений для развития детей на дому».

       Так же родителей познакомили с новыми услугами: «SKYPE – консультирование» и общение в группе: «Мы рядом, мы вместе» в информационной сети Интернет, которые мы можем предложить уже в марте следующего года.

      «SKYPE -консультирование» – эта удобная форма информационного взаимодействия со специалистом Службы. Связь будет проходить в режиме он-лайн при помощи программного обеспечения «SKYPE», которую родителям помогут установить специалисты Центра социального обслуживания населения Шарыповского района.

Это позволит родителям, воспитывающим детей-инвалидов, получить профессиональную консультацию не выходя из дома. Общение в «SKYPE» создаст у родителя полное ощущение присутствия специалиста рядом.

Родитель может продолжить общение не только при уже созданных услугах Службы, «домашнее визитирование» или при посещении лекотек «Солнечные лучики» и «Светлячок», но и получать консультации, видео-уроки по «SKYPE».

      Группа «Мы рядом, мы вместе» будет создана Службой в информационной сети Интернет, куда могут зарегистрироваться родители, воспитывающие детей инвалидов.

Родители будут иметь возможность общаться между собой, задавать интересующие вопросы, получать консультации, рекомендации и ответы на вопросы от специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога, специального психолога Службы.

       В дальнейшем мы планируем организовать для родителей общие мини-вебинары, в которых будут участвовать несколько семей,  на них будет осуществляться не только общение, но и обучение, видео-занятия для малышей.

МКУ УО ШР, начальник отдела ПМПС

Фотографии с мероприятия

28.11.2018                                Первова С.Г.                                                                                           

Уважаемые родители, воспитывающие детей  от 2 месяцев – до 4-х лет!

Если Вы хотите узнать о том, как развивается Ваш ребёнок, предлагаем  обратиться в «Службу ранней помощи», действующую на базе МБОУ Холмогорского детского сада «Домовёнок», села Холмогорское и на базе Ивановского детского сада, села Ивановка.

Что и как это работает?

Специалисты Службы ранней помощи помогают детям и их родителям:

детям оказывается помощь в формировании основных навыков:

  • повседневной жизни (навыки самообслуживания);
  • физических (координация движений, мелкая моторика);
  • когнитивных (познавательная активность);
  • общения (речь, общение со сверстниками, взрослыми);
  • социальных (игровые, эмоционально-волевые навыки);

родителям предлагается помощь  в вопросах развития и воспитания ребёнка:

  • диагностирование развития ребёнка;
  • консультирование по результатам исследования;
  • консультирование и обучение членов семьи навыкам ухода, коммуникации с учётом особенностей развития ребёнка;
  • выдача рекомендаций;
  • разработка и реализация программы помощи;
  • посещение индивидуальных и групповых занятий;
  • участие в праздничных мероприятиях;
  • мониторинг развития ребёнка;
  • семейное консультирование.

Почему до 4-х лет?

Существуют так называемые «ОКНА РАЗВИТИЯ».  Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития.

Известно, что в первые три года жизни ребенка закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т.д.

  Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

Уважаемые родители! Если у Вас возникли вопросы или вы готовы записаться на первичную диагностику – звоните по телефону: 8(39153)39349 и с. т. 8-929-335-50-99,  понедельник- пятница с 9.00 – 17.00 Первова Светлана Геннадьевна.

 Буклет Холмогорского СПР

 Буклет Ивановской СПР

Конкурс для малышей

В начале декабря в лекотеке службы ранней помощи села Ивановка традиционно отмечалась Декада инвалидов, в рамках Международного Дня инвалидов.

6 декабря 2018 года, состоялась выставка рисунков «Моя любимая игрушка», в которой приняли участие дети-инвалиды и их родители, посещающие лекотеку «Светлячок». На выставке представлены как самостоятельные работы ребятишек, так и совместное семейное творчество.

Подобные мероприятия необходимо проводить регулярно, к различным датам и праздникам для того, чтобы открывать у детей с ограниченными возможностями здоровья безграничные возможности в их реализации и развитии.

Источник: https://ruoashr.wixsite.com/ruoashr/sluzhba-rannej-pomoshi-detyam

Домашнее визитирование

Домашнее Визитирование В Службе Ранней Помощи

Основная форма предоставления услуг междисциплинарной команды специалистов служб ранней помощи — консультирование детей и родителей как в условиях службы ранней помощи, так и в условиях семьи в виде домашнего визитирования.

Программы домашнего визитирования — новая, но уже положительно зарекомендовавшая себя форма пролонгированного консультирования семьи с ребенком младенческого и раннего возраста, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Цели психолого-педагогического консультирования в условиях домашнего визитирования:

  • • формирование абилитационной компетентности родителей;
  • • нормализация эмоционального состояния семьи;
  • • стимуляция психомоторного развития ребенка.

Домашнее визитирование предлагается семьям с ребенком в возрасте от двух месяцев до полутора) лет, с выраженными нарушениями развития или риском возникновения нарушений.

Работа специалиста в условиях семьи возможна также в случае адресной недоступности образовательного учреждения, службы ранней помощи для ребенка и его семьи, тяжести состояния ребенка или состояния здоровья родителей (законных представителей).

Домашнее визитирование осуществляет специалист службы ранней помощи, максимально удовлетворяющий основным потребностям ребенка и его семьи на конкретном этапе. Этот специалист осуществляет фокусное сопровождение семьи, однако возможно привлечение и других членов междисциплинарной команды.

Ведущий специалист определяется по итогам комплексной оценки уровня развития ребенка и уровня абилитационной компетентности родителей. Периодичность домашнего визитирования отражается в индивидуальной программе развития ребенка (не менее одного раза в две недели). Необходимость данной формы уточняется и корректируется один раз в три месяца на основании повторной комплексной оценки уровня развития в ходе периодических консилиумов специалистов службы ранней помощи.

Домашнее визитирование как одна из эффективных форм реализации программ абилитации младенцев понимается как «помощь в раннем домашнем воспитании».

В соответствии с приоритетным значением для ребенка семейного воспитания функция специалистов в этих условиях является «ассистирующей»[1] и направлена на повышение эффективности воспитательной деятельности родителей.

В ходе каждого визита-консультации ведущий специалист, организовывает с ребенком игровое занятие, наблюдая, оценивает текущий уровень развития малыша, и определяет, на развитие каких умений нужно обратить внимание в ближайшее время.

Причем родители не просто наблюдают за деятельностью специалиста, а активно включаются в работу, и на практике изучают какие игры, занятия необходимо организовать и регулярно проводить с ребенком в период до следующего визита специалиста.

В процессе консультативных встреч специалист-абилитолог обсуждает с родителями вопросы, касающиеся кормления и ухода за ребенком, а также стремится помочь им оптимально организовать сенсо- моторное и предметно-развивающее пространство дома так, чтобы окружающая малыша обстановка способствовала его всестороннему развитию.

Необходимость оборудования игровой развивающей среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка.

В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены без определенной потребности в их использовании, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для занятий с ребенком в различных позах (лежа, сидя, стоя).

В ходе визитов в семью специалист службы ранней помощи особое внимание должен уделить снижению напряженности переживаний у матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Это оказывается возможным лишь при ее переключении с предмета переживаний на деятельность, направленную на преодоление факта рождения нетипичного ребенка.

Помощь матери в становлении материнских позиций осуществляется по номинациям программы формирования позиций (способностей) матери в диадных отношениях «мать — дитя»:

  • 1) способность привлекать и удерживать внимание ребенка;
  • 2) умение спокойно реагировать на плач ребенка;
  • 3) умение успокаивать и утешать ребенка;
  • 4) способность определять потребности ребенка;
  • 5) умение определять факторы, доставляющие удовольствие ребенку.
  • 6) способность заинтересовать ребенка;
  • 7) способность стимулировать те области развития ребенка, которые нарушены и нуждаются в особом развитии (моторные, зрительные или слуховые нарушения).

Итогом каждой консультации в условиях домашнего визитирования служит скорректированная ИПР ребенка с конкретными задачами на ближайшее время. Новые задачи подробно обсуждаются с родителями, а рекомендации по их решению максимально соответствуют домашнему режиму и условиям проживания семьи.

Таким образом, реализация технологии консультирования семьи в условиях домашнего визитирования предполагает два основных направления:

  • 1) консультативная поддержка семьи (психологическая и информационная)
  • • по запросу членов семейной системы;
  • • в процессе взаимодействия с ребенком и членами семьи;
  • • обмен актуальной информацией (анонсирование мероприятий, результатов научных исследований и пр.);
  • • организация сенсомоторной, предметно-развивающей среды дома и др.;
  • 2) абилитация ребенка и подготовка к занятиям в коллективе сверстников (в адаптационной группе, в группе кратковременного пребывания, в условиях образовательного учреждения или в детского центра);
  • • диагностика актуального уровня развития ребенка;
  • • показ способов взаимодействия и методов стимуляции психомоторного развития ребенка;
  • • предоставление необходимых материалов и оборудования;
  • • фиксация занятий на видео;
  • • разбор самостоятельных занятий родителей, зафиксированных на видео.

Примерно с полутора лет, когда ребенок начинает делать первые шаги, семья приглашается на занятия в условиях образовательного учреждения (службы ранней помощи, консультативных пунктов, ПМС- центра), где работа по пролонгированному консультированию в соответствии с программным содержанием будет продолжена. Именно такая последовательная технология пролонгированного консультирования ребенка и его семьи через занятия в условиях семьи к занятиям в условиях образовательного учреждения позволяет в значительной степени повысить эффективность абилитационного процесса.

Педагогическое консультирование родителей осуществляется в процессе группового и индивидуального взаимодействия специалистов с ребенком и членами семьи в условиях службы ранней помощи. В процессе группового консультирования предпочтение отдается активным методам обучения.

Инновационной формой консультирования родителей в рамках деятельности службы ранней помощи является онлайн-консультирование.

Социальная сеть как интегрированная информационная среда обладает большим образовательным потенциалом, так как строиться с учетом потребностей целевой аудитории сообщества (специалисты целевых групп и заинтересованные родители), модерируется профессионалом в области нетипичного развития, способна к быстрому реагированию на запросы сетевого сообщества. Сетевые целевые консультации родителей, имеющих детей с инвалидностью, определяют перспективы развития системы пролонгированного сопровождения.

Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе с их ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить и развить духовный педагогический потенциал, абилитационную компетентность. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения.

В то же время педагогический процесс — это та форма взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, специалистом и ребенком, специалистом и родителями ребенка.

Конструктивное общение служит универсальным механизмом запуска коррекционно-развивающего процесса — профессионального воздействия, которое оказывается не только на ребенка, но и на его родителей.

Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта специалист службы ранней помощи может ожидать от родителей взаимопонимания, становления материнской и отцовской позиций в нетипичной ситуации развития их ребенка.

Особая роль в решении всех многочисленных проблем семей, воспитывающих детей с тяжелыми и сложными нарушениями, принадлежит родительским ассоциациям и другим общественным организациям, оказывающим поддержку инвалидам.

Активное общение и деятельность матерей, отцов, братьев и сестер детей-инвалидов в этих организациях могут существенно поддержать их собственное эмоциональное и духовное состояние, помочь добиться большего внимания к защите прав детей со стороны государства и местных властей.

Опыт США и стран Запада показывает, что все успехи в области образования и социальной защиты инвалидов достигнуты именно благодаря общественной активности их близких.

Специалисты службы ранней помощи сотрудничают с неформальными объединениями родителей, стремящихся помочь друг другу в воспитании особых детей, в организации совместного досуга.

Анализ эффективности технологии пролонгированного консультирования и сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста с различными видами отклонений в развитии, включает междисциплинарную оценку абилитационной компетентности родителей по определенным критериям и оценку динамики развития ребенка по известным программам: ранней помощи.

Задание для самопроверки

Охарактеризуйте современные технологии сопровождения семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

  • 1. Аксенова, Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л. И. Аксенова // Дефектология. — 2002. — № 3. — С. 9—20.
  • 2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л. И. Аксенова. — М.: Академия, 2001.
  • 3. Арнаутова, Е. 77. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова — М. : Линка- Пресс, 2004.
  • 4. Бакк, А. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд ; пер. со шведск. под ред. Ю. Колесовой. — СПб. : ПРАВ, 2001.
  • 5. Брак, У. Ранняя диагностика и коррекция / У. Б. Брак. — Академия, 2007.
  • 6. Винникот,Д. В. Разговор с родителями /Д. В. Винникот. — М.: Класс, 2007.
  • 7. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери/ Д. В. Винникот. — М. : Класс, 1998.
  • 8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — С. 65.
  • 9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Черо, 1999.
  • 10. Гордон, Т. Тренинг эффективного родителя / Т. Гордон. URL: http://www. koob.ru/gordon_t/trening_effectivnoho_roditelia (дата обращения: 17.09.2017).
  • 11. Зилъбах. Дж. Дети в семейной психотерапии / Дж. Зильбах. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
  • 12. Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. — М. : Академия, 2006.
  • 13. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб. : Речь, 2002.
  • 14. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец, психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
  • 15. Нет «необучаемых» детей / под ред. Е. В. Кожевниковой. — СПб.: Каро, 2007.
  • 16. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овча- рова. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2003.
  • 17. Папушек,ХК. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития / X. Папушек, М. Папушек, К. Солоед // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000. — № 3.
  • 18. Разенкова, Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю. А. Разен- кова. — М. : Школьная пресса, 2000.
  • 19. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. — М. : Теревинф, 2007.
  • 20. Смирнова. Е. Р. Семья нетипичного ребенка: социокультур, аспекты / Е. Р. Смирнова. — Саратов : Изд-во Рос. учеб, центра; Изд-во Сарат. ун-та, 1996.
  • 21. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М. : Астрель, 2007. — С. 318.
  • 22. Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  • 23. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб. : Дидактика Плюс, 2002.
  • 24. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание /

О. Шпек. — М. : Академия, 2003.25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Ленато ACT, 1996.Приложение I[1]

Источник: https://studme.org/305751/pedagogika/domashnee_vizitirovanie

Служба ранней помощи

Домашнее Визитирование В Службе Ранней Помощи

Софья ПЕТРОВА, логопед;

Марина БУТНЕВА, дефектолог РЦ «Все лучшее – детям»

Необходимость ранней помощи очевидна. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга.

В связи с этим программы ранней помощи стали семейно ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями.

При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного – родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе.

Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») – система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники.

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие.

Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Early intervention (раннее вмешательство) приобрело характер крупнейшего социального проекта, цель которого – спасение детей, имеющих проблемы развития.

В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.

В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

рост числа социально неблагополучных семей;

увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.

В нашей стране существует система специального образования для детей с различными видами нарушений. Эта система имеет давние традиции и серьезные достижения. Однако с точки зрения современных требований нормализации жизни детей с особыми потребностями традиционная система, связанная с узкоспециальным коррекционным подходом, имеет недостатки.

Традиционная система не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребят с особыми потребностями, и прежде всего она практически не организована для обслуживания детей с особыми потребностями раннего возраста.

В России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью.

В нашем Ресурсном центре «Все лучшее – детям» служба ранней помощи (СРП) работает с 1 сентября 2009 года. Основной сложностью на этапе организации службы был поиск детей, нуждающихся в ранней помощи.

Команда специалистов предложила разместить объявления в детских поликлиниках и больницах ЦАО. В течение месяца по собственной инициативе к нам обратились 8 семей.

Самостоятельное обращение в службу было актуальным особенно для очень тревожных родителей.

В настоящее время в СРП работают специалисты: дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, медсестра.

Цель СРП – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Основные принципы работы СРП:

Семейно ориентированная деятельность – профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

Партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

Добровольность – решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

Открытость – СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Уважение к личности – сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:

дети с выявленными отставаниями в развитии;

дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:

– снижение слуха 2-4 степени;

– слепота, слабовидение;

– церебральный и спинальный параличи любой этиологии;

– генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);

– наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);

– врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);

– тяжелые органические поражения ЦНС;

– различные формы эпилепсии;

дети с нарушениями общения;

дети биологической группы риска:

– недоношенные и маловесные дети;

– дети, перенесшие асфиксию в родах;

– дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;

дети социальной группы риска.

По результатам психолого-педагогического обследования в СРП были зачислены один ребенок с диагнозом синдром Дауна (2 года), два ребенка с диагнозом РДА (3,5 года), один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия (3,5 года), один ребенок с выраженной задержкой психомоторного развития (3,5 года), один ребенок с ЗРР (2,4 года), шесть детей группы риска, пять из которых девочки-близнецы (2 года).

Служба ранней помощи Ресурсного центра «Все лучшее – детям» предлагает следующую схему сопровождения ребенка.

Диагностический этап:

психолого-педагогический блок;

социальный блок;

медицинский блок.

Коррекционный этап:

составление индивидуальной программы развития (ИПР);

реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.

Этап перехода в другое учреждение:

мониторинг;

консультативная поддержка.

ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.

В психолого-педагогическом блоке реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, актуальные для ребенка, и предполагаются индивидуальные, подгрупповые занятия и форма домашнего визитирования, реабилитация творческими средствами, тренинги, консультации для родителей.

Лечебно-профилактический блок включает проведение общеукрепляющих мероприятий, ЛФК и массажа.

В социально-педагогическом блоке организуется информационная и психологическая поддержка семей и проводятся досуговые мероприятия.

Результат работы службы ранней помощи:

предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно ориентированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями;

обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания ИПР.

Расскажем подробнее на примере Лизы Ш., поступившей в СРП в возрасте 2,4 года с заключением логопеда поликлиники ЗРР.

По результатам обследования специалистами ей была рекомендована следующая ИПР:

1) развитие слухового восприятия (узнавание, дифференциация, называние); неречевые звуки, бытовые шумы, речевое звукоподражание;

2) обогащение словарного запаса и общей осведомленности (формирование обобщающих понятий – игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, посуда, одежда; понимание форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов);

3) развитие памяти и внимания;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) развитие эмоциональной сферы;

6) личностное развитие.

В соответствии с разработанной программой в работу с ребенком были включены следующие специалисты: логопед, психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования.

На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, междисциплинарная команда специалистов СРП в ИПР внесла коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей.

По итогам работы СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия был зачислен в лекотеку, двум детям с РДА рекомендовано посещение детского сада компенсирующего вида, один ребенок с диагнозом синдром Дауна направлен на ПМПК Центра «Тверской» для получения направления в группу со сложной структурой дефекта ЦРР – детского сада №2030. Остальные дети продолжат посещение СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» в следующем учебном году.

Источник: http://www.ug.ru/archive/36106

Служба ранней помощи – ефрдети.рф

Домашнее Визитирование В Службе Ранней Помощи

 Служба ранней помощи создана на базе ГУ ТО КЦСОН №4 в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года согласно п.2 Плана мероприятий по реализации Концепции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года.

 Служба ранней помощи – это взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания семьи и детей в целях профилактики инвалидности детей в раннем возрасте, оказании полноценной  психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим  отклонения в развитии и здоровье.

 Ранняя помощь включает систему различных мероприятий, направленных на содействие оптимальному развитию детей в возрасте от 0 до 7 лет, имеющих нарушения развития или риск появления таких  нарушений, ориентированных на поддержку родителей.

Целями  Службы является:

  • своевременное выявление семей с детьми, нуждающихся в ранней помощи;
  • разработка программ ранней помощи ребенку, имеющему       нарушения в развитии или риск появления таких нарушений.

      Задачи Службы:

  • Своевременное выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, сенсорном, когнитивном и                 социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
  • Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи:

– раннее сопровождение и поддержка  родителей и членов семьи при рождении ребенка с нарушениями в здоровье;

– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями  ребенка и условиями его оптимального развития;

– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

  • Комплексная оценка основных сфер развития ребенка (познавательной,    социально-эмоциональной,      сенсорной,                двигательной, речевой, сферы самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи

Основные направления  деятельности:

  • Диагностическое – комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития.
  • Разработка и реализация программ ранней помощи,         составленных на основе результатов комплексной             диагностики.
  • Консультативное – оказание помощи родителям (законным представителям), медицинским, педагогическим и работникам учреждений социального обслуживания в вопросах развития детей от 0 до 7 лет.

Программа ранней помощи включает:

– мероприятия, проводимые учреждениями  здравоохранения по оказанию специализированной  медицинской помощи, осуществлению динамического наблюдения, проведению медицинской реабилитации с     целью коррекции нарушений развития ребенка (при необходимости);

– мероприятия, проводимые учреждениями образования по психолого-педагогическому обследованию детей, оказанию комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения), подготовке перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение, формирование у них             предпосылок учебной деятельности,  включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания ребенка;

– мероприятия по  консультированию родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями  ребенка и условиями его оптимального развития, информационной и социально-психологической поддержке родителей, оказанию помощи семьям в активизации внутренних ресурсов семьи и ее ближайшего окружения в  оказании помощи  ребенку в его развитии, вовлечению детей и родителей в различную совместную деятельность с целью развития детско-родительского взаимодействия и расширения их социальных контактов.

      Формы работы в службе:

  • Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
  • Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и        включенности семьи по установленным показателям.
  • Консультирование родителей (индивидуальное или             коллегиальное):

–  информационная помощь семье;

–  психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

–  педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь,  направленная на повышение            функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального           взаимодействия. 
  • Групповая работа с детьми – психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение  функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
  • Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания. 
  • Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов     обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.
  • Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.                              

Источник: http://xn--d1abbm1bok.xn--p1ai/o-nas/otdeleniya/sluzhba-ranney-pomoshchi/

Юрист Марков
Добавить комментарий